Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управления

ОБЗОР ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬсТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

За последнее время увеличилось количество отказов в государственной регистрации некоммерческих организаций.  Кроме того, ежегодно, практически половина зарегистрированных организаций допускают нарушения законодательства в области предоставления ежегодной отчётности и не предоставлении отчетов в принципе.

Так, на территории округа зарегистрирована 872 некоммерческая организация. В первом квартале 2017 года на государственную регистрацию поступило 20 заявлений. По 9 из них приняты решения об отказе в государственной регистрации (что составляет 45%).

Проведенный анализ результатов рассмотрения заявлений показал, что наибольшее количество отказов выносится за ненадлежащее оформление представленных документов и несоответствие уставных положений требованиям действующего законодательства.

Так:

- листы представляемых форм документов не прошиты, не пронумерованы, не заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки;

- не все графы представляемых форм, заполнены;

- представляются не все листы заявлений, содержащих сведения, подлежащие государственной регистрации;

- реквизиты документов, удостоверяющих личность, указываются не в соответствии с данными паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Даже установлены случаи предоставления заявлений с реквизитами недействующих паспортов.

- не указывается или неверно указывается должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

- наименование организаций не соответствует наименованию, указанному в учредительных документах;

- в разделах «Код основного вида деятельности» и «Коды дополнительных видов деятельности» указываются данные, представленные из недействующей редакции Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД);

- в разделе  «Коды дополнительных видов деятельности» для обозначения кода деятельности указывается менее четырех цифровых знаков.

- в некоторых случаях указываются «Коды дополнительных видов деятельности» не соответствующие целям организации. Так, например, в одной из организаций, основной целью которой, являлась популяризация спорта и здорового образа жизни молодёжи округа в кодах были указаны: оказание парикмахерских услуг, оказание спиритических услуг, услуг по погребению и кремации, растениеводство, продажа парфюмерии и косметики и прочее.

При оформлении протокола необходимо учитывать общие требования к оформлению протокола, регламентированные статьёй 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1).

Как показывает практика, представляемые в пакете документов для государственной регистрации, протоколы полномочных органов также не содержат всех необходимых реквизитов.

Количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации создания организации, не соответствует количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и проголосовавших за её создание.

Типичной ошибкой, допускаемой заявителем при подготовке документов на государственную регистрацию является уплата государственной пошлины по иному коду бюджетной классификации, чем предусмотрено действующим законодательством. Информация о реквизитах Кодов размещена на сайте Управления.

Особое внимание прошу обратить на то, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ, государственная пошлина, уплаченная за регистрацию юридического лица, при отказе в регистрации заявителям не возвращается и не может быть зачтена при повторной подаче документов на регистрацию, т.к. принятое Управлением решение является юридически значимым действием.

Еще одним типичным нарушением, являющимся основанием для отказа в государственной регистрации, является противоречие учредительных документов организации законодательству Российской Федерации.

В числе основных замечаний, предъявляемых к уставам организаций, можно отметить следующее:

1.  нарушение. В названии организации не отражены организационно-правовая форма, характер деятельности, территориальная сфера деятельности (для общественных объединений), вероисповедание (для религиозной организации).

2 нарушение . В уставах организаций, в том числе общественных объединений, отсутствуют: сведения о структуре, компетенции, порядке формирования и сроках полномочий органов управления организации, о порядке принятия ими решений, сведения о правах и обязанностях членов (участников) организаций.

3 нарушение . В уставах не раскрыт порядок реорганизации и ликвидации организации, порядок использования имущества в случае реорганизации и ликвидации. Порядок преобразования организаций, не соответствует положениям главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Не учтены ограничения на преобразование отдельных видов некоммерческих организаций.

4 нарушение. Представление пакета документов в сроки, превышающие сроки подачи документов с момента проведения учредительных собраний:

- 3 месяца – для некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений;

- 6 месяцев – для региональных отделений политических партий;

- 1 месяц – для профсоюзных организаций.

Пропуск указанного срока влечет отказ в государственной регистрации, а решение о создании утрачивает свою силу.

5 нарушение . Указание организациями видов деятельности, которые планирует осуществлять организация, не соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами организации. Вместе с тем, некоммерческая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствующую этим целям.

Кроме того, в большинстве случаев понятие приносящей доход деятельности подменяется понятием «предпринимательская деятельность», что нарушает требования законодательства ч. 4 ст. 50 Гражданского кодекса, в которой установлено, что  некоммерческие организации могут осуществлять только приносящую доход деятельность. (предпринимательская – это выгодоприобретение, обогащение, а Приносящая доход – для обеспечения нужд исключительно организации).

Отдельно выделим вопрос предоставления некоммерческими организациями ежегодных отчётов. Так, в 2016 году отчеты в Управление представили 426 (из 837) некоммерческих организаций,  что составило 50,9 % из зарегистрированных некоммерческих организаций, из них: 247 общественных объединений, что составило 50,6%; 60 религиозных организации, что составило 93,8%; 179 - иных некоммерческих организации, что составило 42,02%.

Таким образом, не представили отчеты 210 организаций, ввиду чего Управлением привлечены к административной ответственности 36 организаций. За грубые нарушения в сфере предоставления отчетности, а именно, неоднократное непредставление отчётов, в адрес 41 организации вынесены предупреждения, а в отношении ряда организаций, по иску Управления судом принято решение о ликвидации.

Напомню, что Законодательством установлено обязательство некоммерческих организаций по предоставлению отчетности ежегодно до 15 апреля.

Отчёты предоставляются нарочно, почтовым отправлением либо путём размещения на официальном портале Минюста России по адресу: unro.minjust.ru,. Датой представления указанных документов считается дата их принятия Управлением, если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

Законодательством установлена упрощённая форма отчётности для некоммерческих организаций. Так, если в Ваших организациях учредителями (участниками, членами) не являются иностранные граждане, либо лица без гражданства, а также не было поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников и если поступления имущества и денежных средств в рублёвом эквиваленте, составили до трех миллионов рублей, то Вы можете представить заявление, с указанием соответствия данным требованиям, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, то есть – уведомление в свободной форме.

В иных случаях некоммерческие организации предоставляют:

– отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (ОН0001);

– отчет о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (ОН0002).

Общественные объединения в любом случае (помимо уведомления) предоставляют отчёт по форме ОН0003 - это отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Касательно Религиозных организации напомним, что они- предоставляют отчёты только в случае поступления денежных средств, либо имущества из иностранных источников (отчёт по форме ОР0001 - это отчет о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства). Изменения от июля 2015г., вступили в силу с января 2016 года).

Остановлюсь на типичных ошибках, допускаемых организациями при заполнении отчётов, это:

1) заполнение форм отчетов прописью, хотя требованиями законодательства установлено, что отчёты следует заполнять от руки печатными буквами черной или синей ручкой, либо машинописным способом, либо с использованием компьютерной техники;

2) наличие незаполненных полей в отчетах.

3) представление отчетов в не прошитом и не пронумерованном виде;

4) неверное указание сведений в отчетах: неверное наименование органа, в который представляется отчет, указание неполного наименования организации и адреса места нахождения органа, по которому осуществляется связь с организацией, отсутствие сведений за какой период представляется отчет;

5) при заполнении формы № ОН0002 руководители некоммерческих организаций неверно указывают суммы денежных средств, необходимо помнить, что в графе «Фактически израсходовано» указывается сумма фактически израсходованных денежных средств в тысячах рублей. В указанном отчете должны отражаться только суммы израсходованных средств, а не - поступивших средств;

6) подписание форм отчетов неуполномоченными лицами и должно содержать 2 подписи (так отчёты должны быть подписаны только действующим руководителем организации и бухгалтером);

7) отсутствие на формах отчетов обязательных реквизитов письменных документов. Выявляются факты отсутствия подписи руководителя юридического лица, печати или даты подписания отчета.

8) неверное заполнение граф поступления денежных средств из иностранных источников. Так, в ряде случаев организации не в верной графе указывают в отчётах поступление иностранных денежных средств, либо наоборот указывают поступление денежных средств в указанной графе, хотя не имели таких поступлений.

Методические рекомендаций по заполнению и представлению форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций регламентированы Приказом Минюста РФ от 17 марта 2011 г. № 81 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций"

В 2016 году Управлением проведено 28 проверок некоммерческих организаций  из них:

Плановых проверок - 26:

- 6 общественных объединений;

- 6 религиозных организаций;

- 14 иных некоммерческих организаций.

Внеплановых проверок - 2:

- 1 общественных объединений;

- 1 иных некоммерческих организаций.

Обобщая практику Управления по проведению проверок деятельности общественных, религиозных объединений и иных некоммерческих организаций за отчетный период, необходимо отметить следующие нарушения:

- непредставление запрашиваемой информации (документов) на проверку;

- непредставление информации о продолжении деятельности, о смене адреса и руководителя;

- нарушения уставов в части периодичности проведения заседаний руководящих органов, их переизбрания, нарушение срока информирования об изменении сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, непредставление ежегодной отчетности;

- уставы некоммерческих организаций и общественных объединений не соответствуют требованиям действующего законодательства;

Также по результатам проверок установлено, что ряд некоммерческих организаций фактически уставную деятельность не осуществляют

Фактов осуществления экстремистской деятельности не установлено.

По результатам проведенных проверок  вынесено 18 предупреждений, и направлено 4 исковых заявлений  в суд о ликвидации некоммерческих организаций.

Общее количество вынесенных предупреждений за нарушение законодательства Российской Федерации в адрес некоммерческих организаций 79, из них:

- 39 общественным объединениям;

- 2 региональным отделениям политических партий;

- 6 религиозным объединениям;

- 32 иным некоммерческим организациям;

Общее количество составленного административного материала за нарушение законодательства Российской Федерации в адрес некоммерческих организаций 36, из них:

- 31 общественным объединениям;

- 3 религиозным объединениям;

 - 2 иным некоммерческим организациям.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).